![]() |
|
|
![]() Этюдная композицияНачало шахматной композиции, появление первых искусственно составленных примеров, относится к глубокой древности. Так называемые мансубы были распространены уже на заре шахмат, в пору шатранджа. Это широкое понятие объединяло как позиции из практических партий, так и специально придуманных. И в более поздних манускриптах ещё нет деления на этюды и задачи. Иногда можно здесь встретить позиции, содержащие некоторые этюдные тонкости, хотя и в примитивной форме, но чаще встречаются положения, форсированно завершающиеся матом. Важной вехой в истории развития композиции явился сборник Ф.Стаммы, вышедший в 1737 году. Введение термина этюд в шахматную композицию принадлежит не Стамме. Решающую роль в формировании шахматного этюда как самостоятельной области шахматного искусства сыграло творчество двух немецких шахматистов, проживавших в Англии: Б.Горвица и И.Клинга. Именно они издали в 1851 году сборник Шахматные этюды, в котором содержится свыше 200 этюдов. Этюды Горвица и Клинга в основном носили аналитический характер, они представляли эндшпильные позиции с различным соотношением сил от пешечных до ферзевых. Выход сборников Б.Горвица и И.Клинга явился историческим событием и в том смысле, что назвав его «Шахматные этюды», они здесь впервые употребили название этюд в качестве родового наименования особого жанра шахматного искусства. В книге выбор именно этого названия никак не объясняется. Предложенное название шахматный этюд быстро распространилось во всех странах. Совместная творческая деятельность Горвица и Клинга после выпуска сборника продолжалась недолго. Два ближайших года они издавали в Лондоне журнал «The chess player», где напечатали несколько новых произведений, после чего Клинг прекратил активную шахматную деятельность. Б.Горвиц же продолжал работать до самой смерти. В отличие от задач, этюды более близки к практической игре. Шахматные этюды составляются с соблюдением всех правил игры, материалом для них служат фигуры и доска, обычные для шахматной игры. Одним из главных правил является легальность позиции, то есть возможность получения её из начальной позиции. Этюд можно рассматривать как модель некоторого шахматного события. Каких либо общих правил в решении этюдов нет. Этюды, как и задачи, имеют определенные темы, но точное число этих тем сложно установить. Так, по А.Ринку их 72, а по Крамеру их всего 7. Этюды можно классифицировать по некоторым признакам, а именно:
По Юрию Авербаху связи фигур в этюдах таковы:
|