Шахматный портал webchess.ru
WWW.WEBCHESS.RU
ШАХМАТНЫЙ ПОРТАЛ
 | Шахматная библиотека  | КНИГИ  | 
                 
Этюдная композиция

Этюдная композиция

Эльмар Абдуллаев

Начало шахматной композиции, появление первых искусственно составленных примеров, относится к глубокой древности. Так называемые мансубы были распространены уже на заре шахмат, в пору шатранджа. Это широкое понятие объединяло как позиции из практических партий, так и специально придуманных. И в более поздних манускриптах ещё нет деления на этюды и задачи.

Иногда можно здесь встретить позиции, содержащие некоторые этюдные тонкости, хотя и в примитивной форме, но чаще встречаются положения, форсированно завершающиеся матом. Важной вехой в истории развития композиции явился сборник Ф.Стаммы, вышедший в 1737 году.

Введение термина этюд в шахматную композицию принадлежит не Стамме. Решающую роль в формировании шахматного этюда как самостоятельной области шахматного искусства сыграло творчество двух немецких шахматистов, проживавших в Англии: Б.Горвица и И.Клинга. Именно они издали в 1851 году сборник Шахматные этюды, в котором содержится свыше 200 этюдов. Этюды Горвица и Клинга в основном носили аналитический характер, они представляли эндшпильные позиции с различным соотношением сил от пешечных до ферзевых. Выход сборников Б.Горвица и И.Клинга явился историческим событием и в том смысле, что назвав его «Шахматные этюды», они здесь впервые употребили название этюд в качестве родового наименования особого жанра шахматного искусства. В книге выбор именно этого названия никак не объясняется. Предложенное название шахматный этюд быстро распространилось во всех странах. Совместная творческая деятельность Горвица и Клинга после выпуска сборника продолжалась недолго. Два ближайших года они издавали в Лондоне журнал «The chess player», где напечатали несколько новых произведений, после чего Клинг прекратил активную шахматную деятельность. Б.Горвиц же продолжал работать до самой смерти. В отличие от задач, этюды более близки к практической игре. Шахматные этюды составляются с соблюдением всех правил игры, материалом для них служат фигуры и доска, обычные для шахматной игры. Одним из главных правил является легальность позиции, то есть возможность получения её из начальной позиции. Этюд можно рассматривать как модель некоторого шахматного события. Каких либо общих правил в решении этюдов нет. Этюды, как и задачи, имеют определенные темы, но точное число этих тем сложно установить. Так, по А.Ринку их 72, а по Крамеру их всего 7. Этюды можно классифицировать по некоторым признакам, а именно:


По условию задания этюды делятся на

  • выигрышные
  • ничейные
По типу заключительной позиции выигрышные делятся на
  • этюды с матовым финалом
  • этюды, где в заключительной позиции достаточный для победы материальный перевес. В свою очередь делятся на
    • тактические
    • комбинационные
    • позиционные
По типу заключительной позиции ничейные этюды делятся на следующие:
  • ничейное соотношение материала
  • патовый финал
  • вечный шах
  • позиционная ничья
По количеству фигур этюды можно разделить на малофигурные (до 16 фигур включительно) и многофигурные (более 16 фигур), по уровню сложности - на лёгкие и сложные. Последнее деление носит очень условный характер.

 

По Юрию Авербаху связи фигур в этюдах таковы:

  • Силовые - устанавливаются между фигурами непосредственно
  • Пространственные - между фигурами и полями, или линиями доски
  • Временные - такие, в которых существенную роль играют шахматное время, выражающееся в последовательности осуществляемых ходов.
Этюды из-за близости к практической игре очень полезны в процессе обучения.

Коллекция этюдов. Часть I.

Этюды. Ладья и конь против ладьи.

Пешечные этюды

Этюды Алексей Сергеевича Селезнёва. Часть 1.

Этюды Алексей Сергеевича Селезнёва. Часть 2.

0.021346092224121