Шахматный портал webchess.ru
WWW.WEBCHESS.RU
Шахматный портал      Добавить в избранное
     Сделать стартовой
в начало  | Шахматная библиотека  | КНИГИ  | обратная связь  | Download  | Ссылки  | Поиск new  | Поддержка проекта
                 
Принимаем Z-PAYMENT



Купить блок контейнер для дачи.
Разное
Разное

Заметки о дебюте, десять практических советов новичкам

Данная статья, в первую очередь предназначена для новичков, но будет полезна и для продвинутых шахматистов.
Ни для кого не секрет что шахматная игра состоит из трех стадий: дебюта (начала игры), миттельшпиля (середины игры) и эндшпиля (окончания игры).

Буквально несколько слов о каждом из этих этапов:

  • Дебют это первые 10-15 ходов, когда фигуры выдвигаются на активные позиции и король при этом, как правило, осуществляет рокировку.
  • Миттельшпиль образуется, когда дебют уже в самом разгаре, идут какие-то размены, строятся взаимные планы, стратегии. Миттельшпиль очень сложная, напряженная и не менее ответственная стадия игры, чем дебют.
  • Позже, когда после ожесточенного сражения фигур на доске становится меньше, идет третья стадия - эндшпиль, т.е. окончание шахматной игры. Это еще не конец игры, но уже ее завершение.

Теперь немного о задачах дебюта. Мало знать что такое дебют, нужно еще уметь успешно применять тот конкретный дебют, который Вы играете. Итак, какие же задачи нужно перед собой ставить в дебюте?

На мой взгляд, важнейшая задача - это быстрейшая мобилизация сил с целью перехода в выгодный миттельшпиль. Жесткая борьба идет на полях D4, D5, Е4, Е5 (рис.1). Эти поля представляют собой центр шахматной доски, и вся борьба идет именно за них. Практика сотен тысяч игр показывает, что шахматисты стремятся захватить эти поля пешками или взять их под контроль фигурами.

шахматисты стремятся захватить эти поля пешками или взять их под контроль фигурами

Рисунок 1

Большое значение имеет возможность создавать препятствие развитию фигур соперника. Ну и, кроме того, игроку необходимо не испортить свою собственную пешечную структуру из-за разменов с пешками и фигурами противника (под плохой пешечной структурой я подразумеваю, «сдвоенные пешки», «изолированные пешки» и те пешки, которые не имеют соседей на соседних вертикалях).

Вообще, если немного упростить, то задачей дебюта является – «не получить тяжелую позицию в середине игры». Как говорит гроссмейстер Лайош Портиш - «Единственная задача дебюта - это получить игровой миттельшпиль».

Если по завершению дебюта Вы успели захватить центр (поля Е4, Е5, D4, D5) и соседние поля находящиеся рядом с ним по вертикалям С и F; Если Ваши фигуры хорошо взаимодействуют друг с другом, а именно слон с конем (рис. 2), конь с пешками, или слон с пешками, а все вместе они взаимодействуют друг с другом;

И наконец, если Вы успели осуществить еще и рокировку и Вашему королю при этом никто не угрожает;
Тогда с задачами дебюта Вы справились успешно!

после рокировки Вашему королю при этом никто не угрожает

Рисунок 2

В любом случае, при игре разных партий, с разными соперниками, дебют будет проходить по-разному. Настройтесь философски, и если вдруг в какой-то партии вы быстро проиграете, в том числе из-за неудачно разыгранного дебюта, просто посмотрите, почему вы это допустили, попытайтесь это проанализировать. Возможно, вы просто попали в какую-то ловушку, а может быть Вы сами пошли на какую-то явно незнакомую позицию, и т.д. и т.п.

Однако если при игре вы будете соблюдать определенные принципы, определенные советы, о которых я расскажу ниже, плюс будете четко понимать, что Вы хотите получить в течение дебюта, то ваши шансы выйти из начальной стадии игры в нормальный игровой миттельшпиль будут достаточно высокими.

А теперь, рассмотрим несколько полезных советов новичкам о которых я упоминал ранее. Естественно, эти советы справедливы и для сильных шахматистов, но последние их знают на подсознательном уровне, и они для них настолько естественные, что эта тема обычно даже не поднимается.

Итак, если вы хотите кардинально улучшить качество своей игры, то вам необходимо придерживаться следующих правил.

Первое. Не играйте крайними пешками вначале партии. Вы теряете драгоценное время и ослабляете свою пешечную структуру (рис.3). Данный подход характерен для многих начинающих шахматистов, они часто любят играть пешкой H или пешкой А, но в этих ходах мало смысла поскольку, как я уже говорил, борьба должна идти за центр, а данные ходы не отвечают этому условию.

Не играйте крайними пешками вначале партии

Рисунок 3

 

Второе. Ни в коем случае не выводите ладьи по крайним вертикалям в начале партии, например ладью А2, ладью А3, или ладью Н2, ладью Н3.

То есть смотрите, если вы вывели например пешку Н2 - Н4, а потом на следующем ходу или через пару ходов вывели ладью на Н2 или Н3, то Вы рискуете потерять последнюю, за счет нехитрых комбинаций со стороны соперника такой дальнобойной фигурой как слон (рис. 4)

Ко всему прочему, вы лишаетесь возможности сделать в эту сторону рокировку.
Например (рис. 4), если вы первый ход пошли пешкой H2-Н4, ваш соперник сделал ход, допустим D7-D5, и вы ему ответили - ладья Н1-Н3, то в сторону королевского фланга, белый король в дальнейшем уже при всем желании рокироваться не сможет. У него останется выбор рокировки лишь в длинную сторону.

И наоборот, если Вы вывели ладью на поле А2 или А3, то король не сможет рокироваться в данной партии в сторону ферзевого фланга.

Возможно, для продвинутых шахматистов эти вещи покажутся очевидными, однако начинающим шахматистам на них стоит обратить особое внимание.
 

если Вы вывели ладью на поле А2 или А3, то король не сможет рокироваться

Рисунок 4

 

Третье. Внимательно следите за передвижением пешек и фигур соперника, не подставляя свои фигуры под удар.
Каждый соперник имеет какой-то план игры, от примитивного (просто что-нибудь «съесть»), до продвинутого (захватить ключевые поля, затормозить Вас в развитии Ваших фигур или атаковать короля).

Поэтому, если вы заранее поймете план соперника, вы сможете добиться более существенных успехов (предусмотрев опасные моменты и вовремя выведя из-под удара свои фигуры, избежав тем самым шаха, или угрозы матования).

Четвертое. Не ходите дважды одной фигурой. Есть, конечно, дебюты где можно и даже нужно ходить два, или даже три раза одной и той же фигурой, но это скорее исключение, чем правило. Поэтому, старайтесь просто с каждым новым ходом делать вывод новой фигуры: слона, коня, или тех или иных пешек (рис. 5).

Не ходите дважды одной фигурой

Рисунок 5

Пятое. Не выводите ферзя в шахматной партии с первых ходов. Конечно, также есть некоторые дебюты, где ферзь может совершенно спокойно выйти в игру и на третьем ходу, но в большинстве партий это будет ошибкой.

Особенно это хорошо видно на примере «классических партий» в открытых дебютах. В них, игра начинается с хода белой пешки Е2-Е4 и черной пешки E7-E5, здесь не рекомендуется в начале партии выводить ферзя, так как слонам соперника очень удобно организовать на него атаку (рис. 6). Поэтому в первых ходах лучше уступить место легким фигурам — слонам и коням.

Не выводите ферзя с первых ходов

Рисунок 6

Шестое. Не бросайтесь сразу в атаку, если хорошо ее не подготовили (то есть, не защитив предварительно короля и не прикрыв в зоне риска остальные фигуры). В противном случае соперник не только легко отобьет вашу атаку, но и сможет с помощью контратаки загнать вас в невыгодное положение, что как следствие может привести к проигрышу.

Седьмое. Не жадничайте! «Пешкоедство» — это болезнь. Под этим термином я понимаю стремление без учета последствий, съесть любую пешку соперника попадающую под Ваш удар. Будьте внимательны, возможно, противник специально подставляет вам ее, чтобы наиболее быстро и эффективно вывести свои фигуры? Такая ситуация с жертвой пешки или фигуры называется гамбитом. Поэтому прежде чем съесть пешку, несколько раз подумайте насколько это впоследствии будет выгодно в первую очередь Вам, и тщательно взвести все за и против.

Восьмое. «Если Вас поймали на незнакомом варианте, делайте здоровые, развивающие ходы». Так рекомендовал Бент Ларсен – один из сильнейших мировых гроссмейстеров. Он сказал, на мой взгляд, довольно четко и понятно, что если Вы не знаете как пойти, старайтесь опять же захватить центр пешками, вывести коней и слонов так, чтобы они при этом защищали друг друга. По возможности не попадайте под различные связки, и уж тем более коневые вилки. Защищайте своего короля путем осуществления рокировки. И подумайте заранее, какие возможности у Вас будут после того как Вы стандартно выведите свои фигуры на активные позиции, что вы будете делать дальше. Учитывайте это, когда будете принимать решение о каждом новом ходе.

Девятое. Черными - играйте на уравнение. Действительно, сначала нужно ослабить натиск белых фигур (особенно, если соперник играет достаточно сильно), а уже потом, когда вы получили равную позицию, можете смело играть на победу.

Десятое. Если Вы играете от ферзя, то пешку расположенную на поле С2 не закрывайте своим же конем, так как ферзь лишается возможности выйти на активную позицию на поля С2 и B3.

Данный совет обычно не относится к пешке F2, т.к. ее движение может ослабить белого короля, который в свою очередь чаще всего рокируется в сторону королевского фланга (рис. 7).

ослабить белого короля

Рисунок 7

Надеюсь, эти советы позволят вам повысить эффективность своей игры. Если же по прочтении статьи у вас возникнут вопросы, задавайте их в комментариях, а я с удовольствием на них отвечу, поскольку данная тема достаточно интересная, сложная и многогранная.
Удачи Вам и красивых шахматных побед!

Александр Зайцев, автор блога Мир Шахмат www.mir-shahmat.ru
 


  Дата публикации: 2011-05-16 19:49:31
  Прочитано: 42488
  Текущая оценка: 257  Оценить  +1  -1

ДАЛЬШЕ: Распределение мест в частично заполненной турнирной таблице



0.043421983718872
Яндекс.Метрика